пятница, 7 августа 2015 г.

Как избежать комплексов при близорукости у ребенка?


Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского детского фонда Татьяна Шишова:
– О переживаниях «очкариков» я могу судить не понаслышке. На меня очки надели очень рано, в восемь лет. Из моих одноклассников близорукостью страдала только я одна и, конечно, чувствовала себя белой вороной.
Мальчики относятся к очкам спокойнее, чем девочки. Для них они – всего лишь неудобст­во. Многие мальчишки неряшливы, а очки надо регулярно протирать, держать в футляре. У них же в портфеле и без того мусорная свалка… Да и на переменке в очках не очень-то повозишься. В общем, очки «приживаются», как правило, у спокойных, прилежных мальчиков. Каких сейчас на школьном жаргоне именуют «ботаниками». А для непоседливых, шаловливых и задиристых ребят очки становятся источником постоянных неприятностей. И естественно, мальчишки стараются от этих неприятностей избавиться: в лучшем случае надевают очки на уроке, когда надо смотреть на доску.
Статья по теме
В цифрах и фактах: каждый 4‑й россиянин носит очки или контактные линзы

Девочки еще меньше любят очки, но по другой причине. Девочки кажутся себе в очках уродинами, и, если настаивать на их ношении, девочки становятся либо слишком зажатыми, застенчивыми, либо раздражительными.
Заботясь о сохранении зрения ребенка, опасно перегнуть палку, создав у школьника состояние постоянного психологического дискомфорта, хронического стресса, от которого здоровье только расшатывается. Лучше проводить более гибкую политику.
При небольшой близорукости не настаивайте на ношении очков. Когда ребенок не очень четко видит, у него включаются дополнительные компенсаторные механизмы: развивается наблюдательность, усиливается внимание, обост­ряется слух. Боясь не узнать кого-то издалека, он привыкает опознавать людей по их пластике, одежде… То есть более напряженно, пытливо вглядывается в мир. А ведь именно этой сосредоточенности сейчас не хватает многим детям, страдающим синдромом рассеянного внимания.
Статья по теме
В цифрах и фактах: 7–9 лет и 12–14 лет – возраст, когда у детей портится зрение
Но, конечно, в тех случаях, когда без очков обойтись нельзя, надо по возможности «подсластить пилюлю»:
  • подобрать красивую оправу;
  • попросить учительницу не давать ребенка в обиду, если кто-то начнет дразнить;
  • внушать, что очки – это современно, что в очках легче стать отличником, поскольку они связаны с представлением об интеллигентности (ребенку помладше можно сказать, что он – «как Знайка», детям обычно льстит сходство с этим сказочным персонажем);
  • поощрять ношение очков какими-то наградами – например, сорванцам давать призы за выдержку (в конце недели, если очки остались целы);
  • девочек, переживающих, что очки им не идут, стараться покрасивее одеть, обращать их внимание на актрис и фотомоделей в очках.
Можно пообещать, что, став постарше, дети смогут носить контактные линзы или даже сделать операцию. Подобная перспектива обычно успокаивает. В чем я опять-таки убедилась на собственном опыте.

Комментариев нет :

Отправить комментарий