пятница, 26 декабря 2014 г.

Решение генетических задач и составление родословных

Практическая работа 
«РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ»
Цель:  формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, составлять и анализировать родословные.
Задачи:
1) отработать навыки по решению генетических задач: пользоваться генетической символикой, записывать условие и схему задачи.
2) уметь объяснять закономерности наследования признаков при составлении родословных

Ход работы

Памятка 1. Правила составления родословных. 
  1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.
  2. Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
  3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
  4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
  5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и  их супругов, соединив их степени родства.
  6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
  7. Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
  8. Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
  9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).
10.  Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
11.  Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
Теперь попробуем сами составить родословную, для этого важно знать ряд правил смотри памятку 2.
Памятка 2.
Анализ родословных.
1.      Аутосомно-доминантное наследование:
1)      Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2)      Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.
1)      Ошибка! Ошибка связи. Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2)      Признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком; 
3)      Если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.
2.      Наследование, сцепленное с полом:
1)      Х-доминантное наследование:
  •     Чаще признак встречается у лиц женского пола;
  •    Если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у мальчиков, и у девочек;
  •    Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет;
2)      Х-рецессивное наследование:
  •    Чаще признак встречается у лиц мужского пола;
  •    Чаще признак проявляется через поколение;
  •   Если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
  •    Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола;
3)      Y-рецессивное наследование:
  •    Признак встречается только у лиц мужского пола;
  •   Если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья;
Основные этапы решения задач.
  1. Определите тип наследования признака – доминантный или рецессивный. Для этого выясните:
1)      Часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);
2)      Многие ли члены родословной обладают признаком;
3)      Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;
4)      Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;
5)      Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.
2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Для этого выясните:
1)      Как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;
2)      Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак;
3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной. Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.
Работа №1. Решить задачу на моногибридное скрещивание

1 вариант.
В семье здоровых супругов родился ребенок – альбинос. Какова была вероятность того, что такой ребенок появится в этой семье, если известно, что бабушка по отцовской линии и дедушка по материнской линии у этого ребенка были альбиносами. (Альбинизм – рецессивный ген).

2 вариант.
При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серыми. При скрещивании F1 с белыми получено 185 особей, из которых было 91 белых и 94 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях.

Работа №2. Решить задачу на дигибридное скрещивание.

1 вариант.
У матери ребенка круглое лицо и тонкие кости, у отца продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Какие дети могут родится в этой семье, если мать гетерозиготна по 1 паре признаков.  Примечание: круглое лицо и тонкие кости - доминантные признаки.
2 вариант.
У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а цвет карих глаз – над голубыми. Какое потомство и в каком отношении следует ожидать от брака от гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение.

Работа №3. Анализ представленной родословной
задание: Определить, какой цвет волос является рецессивным, а какой доминантным признаком; восстановить генотипы всех лиц в родословной.
 
              1 вариант                                                        2 вариант

      
Работа №4. Составление родословной своей семьи

  Задание: Пользуясь приведенной символикой, составьте родословную собственной семьи по одному из альтернативных признаков (см.таблицу).

Признак
доминантный
рецессивный
1. Цвет волос
темные
светлые
2. Структура волос
вьющиеся
прямые
3. Цвет глаз
карие
голубые, серые
4. Рост
низкий
высокий
5. Пигментация кожи
Наличие веснушек
отсутствие
6. Уши
оттопыренные
прижатые
7. Зрение
близорукость (дальноз.)
нормальное зрение
8. Зрение
нормальное
дальтонизм
9. Резус-фактор
положительный
отрицательный
10. Слух
Нормальный
глухота

Сделайте вывод по проделанной работе.

Комментариев нет :

Отправить комментарий