Для школьников от психологов
1) ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ – самый простой, но и самый важный. Люди плохо запоминают прочитанное потому, что «они слишком мало думают сами», считал немецкий писатель Георг Лихтенберг. Чем глубже вы осмыслите запоминаемое, тем прочнее, легче и подробнее оно сохранится у вас в памяти.
2) ЗАКОН ИНТЕРЕСА. «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом», - писал Анатоль Франс. Интересное запоминается легко, ведь мы не тратим на это специальных усилий, - включается непроизвольное запоминание.
3) ЗАКОН ПРЕДЫДУЩИХ ЗНАНИЙ. Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились. И вот в процессе чтения образуются связи между знаниями накопленными и новыми – идет запоминание.
4) ЗАКОН ГОТОВНОСТИ К ЗАПОМИНАНИЮ. На получение какой информации вы настраиваетесь – такую и получите из текста. То же относится к установке на время. Запоминая надолго, вы запомните эту информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время.
5) ЗАКОН АССОЦИАЦИИ описал еще в IV в. до н.э. Аристотель. Представления, возникшие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней произошли (или о содержании того, что вы, находясь в ней, прочли – а это вам и надо).
6) ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ. Алфавит легко произнести в обычном порядке и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.
7) ЗАКОН СИЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усилить первоначальное впечатление от запоминаемого.
8) ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться», прежде чем вы можете приниматься за новую. Лучший способ забыть только что запомненное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Отсюда рекомендации для школьников – не учить физику после математики, литературу после истории, стихи учить перед сном.
1) ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ – самый простой, но и самый важный. Люди плохо запоминают прочитанное потому, что «они слишком мало думают сами», считал немецкий писатель Георг Лихтенберг. Чем глубже вы осмыслите запоминаемое, тем прочнее, легче и подробнее оно сохранится у вас в памяти.
2) ЗАКОН ИНТЕРЕСА. «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом», - писал Анатоль Франс. Интересное запоминается легко, ведь мы не тратим на это специальных усилий, - включается непроизвольное запоминание.
3) ЗАКОН ПРЕДЫДУЩИХ ЗНАНИЙ. Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились. И вот в процессе чтения образуются связи между знаниями накопленными и новыми – идет запоминание.
4) ЗАКОН ГОТОВНОСТИ К ЗАПОМИНАНИЮ. На получение какой информации вы настраиваетесь – такую и получите из текста. То же относится к установке на время. Запоминая надолго, вы запомните эту информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время.
5) ЗАКОН АССОЦИАЦИИ описал еще в IV в. до н.э. Аристотель. Представления, возникшие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней произошли (или о содержании того, что вы, находясь в ней, прочли – а это вам и надо).
6) ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ. Алфавит легко произнести в обычном порядке и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.
7) ЗАКОН СИЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усилить первоначальное впечатление от запоминаемого.
8) ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться», прежде чем вы можете приниматься за новую. Лучший способ забыть только что запомненное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Отсюда рекомендации для школьников – не учить физику после математики, литературу после истории, стихи учить перед сном.
Ирина Данилина, кандидат психологических наук
Комментариев нет :
Отправить комментарий