Цель работы: познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функции; убедиться в принципиальном единстве их строения.
Оборудование: микроскопы, лупы; раздаточные подносы на каждый стол с набором предметных и покровных стекол, препаровальных игл, скальпелей, пинцетов, пипеток; слабый раствор йода и раствор синих чернил, кусочки фильтровальной бумаги, чистая вода и сосуд для промывания стекол.
Материал для работы: головки репчатого лука, клубни картофеля, листья злодеи, гриб-мукор; готовые микропрепараты одноклеточных организмов, растительных и животных тканей.
Ход работы
Работа может быть выполнена по нескольким вариантам в зависимости от наличия времени. Результаты наблюдений фиксируйте в таблице.
1. Приготовление препарата грибных клеток:
нанесите на предметное стекло каплю подкрашенной воды;
осторожно на кончике препаровальной иглы перенесите мицелий гриба в каплю воды на предметном стекле, расправьте грибные нити;
накройте объект покровным стеклом:
поместите препарат на предметный столик микроскопа и рассмотрите его сначала при малом, а затем при большом увеличении.
Ответьте на вопросы: какое строение имеют клетки мицелия? Какие клеточные структуры вы наблюдали?
2. Приготовление препарата кожицы лука:
из кожицы лука вырежьте небольшой кусочек, снимите с него пинцетом часть эпидермиса и положите в каплю подкрашенной йодом воды на предметное стекло;
расправьте препарат иглой и накройте покровным стеклом. удалите избыток воды фильтровальной бумагой;
рассмотрите приготовленный препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением.
Ответьте на вопросы: какие клеточные структуры вы наблюдали? Каковы особенности строения клеток кожицы лука?
3. Приготовление препарата клеток клубня картофеля:
со среза клубня картофеля соскоблите препаровальной иглой немного мякоти;
поместите мякоть на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода, удалите избыток воды фильтровальной бумагой и накройте покровным стеклом;
рассмотрите под малым увеличением микроскопа приготовленный препарат;
найдите зерна запасного крахмала и зарисуйте их.
Ответьте на вопрос: каково значение клеточных включений в жизни организма?
4. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:
рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма: амебы, инфузории, эвглены;
определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;
рассмотрите готовые микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани. В чем их сходство и различие?
Сделайте выводы.
Комментариев нет :
Отправить комментарий