пятница, 13 декабря 2013 г.

Урок изобразительного искусства в 6 классе. Тема «Изображение предметного мира – натюрморт»

Цель  урока: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта.
Задачи:
Обучающая обеспечить усвоение нового материала о жанре натюрморта; научить  правилам построения натюрморта.
Развивающая - развивать воображение, эстетический вкус  и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности.     Развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства.
Воспитательная - воспитывать чувство коллективизма при работе в парах;  формирование  умения видеть заложенную в вещи частичку души человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.

Оборудование:  натюрморты, выполненные в технике акварели и в  графике, для детей – бумага, кисти, краски, компьютеры, экран, проектор.
Ход урока
I.    1)  Организационный момент 2)Сообщение темы урока и адаптированное целеполагание.Пришло время познакомить вас с новым  жанром в изобразительном искусстве. Я начну с того, что представлю вам его определение. Что же это за жанр? Сейчас мы узнаем. Всё внимание на экран.



В переводе этот жанр обозначает «мёртвая природа», изображение неодушевлённых предметов, это продуманная композиция неодушевлённых предметов обихода или объектов животного и растительного мира, составляющая сюжет художественного произведения. (Использование сервиса imagechef для формулировки основного вопроса урока: http://www.imagechef.com/ic/myitem.jsp?myremix=23572355)
Если видишь на картине чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,
Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,
А ещё и так бывает: нарисована там дичь,
В завершение положим спелых персиков и слив,
А ещё на той картине нарисован, может,  торт,
И поэтому картину назовём мы …?  (натюрморт)

3). Изучение нового материала.
Художники во все времена изображали окружающие человека вещи, предметы обихода. В древности это были рисунки-обозначения (в росписях Древнего Египта – это изображения жезлов царей, оружия воинов, принадлежностей писца или строителя). Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для изображения.
  Натюрморт (от французского nature morte – буквально «мертвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению предметов обихода, снеди, цветов и прочего.
  В качестве самостоятельного жанра натюрморт появился в Голландии в конце XVI – начале XVII  в. в., и  называли его тамStilleben – тихая жизнь вещей. 
  Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Мастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла.
  Однако мы знаем, что в поздний период своей истории древние греки добивались такой техники передачи изображаемого, что порой их творения, казались живыми. Сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ягоды. Но вскоре он сам был введён в заблуждение Паррасием, когда попытался отдёрнуть нарисованную тем занавеску.
  В древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Римляне любили изображать пиршества, блюда с плодами, рыбу, растения, птиц, проявляя тонкую наблюдательность, а иногда наделяя предметы символическим смыслом.

Просмотр слайдкаста  «Натюрморт» (http://dya4ckova.podfm.ru/my/3/)



Визуализация при изучении нового материала.   Усвоение нового знания; познакомить  учащихся с жанром натюрморта, основами композиции и правилами постановки натюрморта.
  Натюрморт для вас – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие. Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Хотя натюрморт - неподвижная «Мертвая натура», он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности. Англичане называют натюрморт иначе - «тихая жизнь». Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека. Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою среду, как бы переносятся в иное измерение. Их значение в композиции, их смысловая нагрузка возрастают. Сочетания простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства.
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников, и все они по-своему рассказывали  о нем.
Назовите художников, которые рисовали натюрморт? (К.А.Коровин, П.П.Кончаловский, Петров-Водкин, Ван Гог,  П. Пикассо, Ф.Толстой)
Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.
Техника натюрморта.
Ребята, как и любой другой жанр, натюрморт имеет свои секреты. Вы хотите их узнать? Итак, каковы же требования к натюрморту?
Натюрморт должен быть хорошо составлен и хорошо поставлен!
- Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять,  роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
- В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
- Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. (Два или несколько одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого).
- Размещение предметов в натюрморте должно быть подчинено единому смыслу.
КОМПОЗИЦИЯ.  Кто-нибудь знает, что такое композиция? /Это составление, соединение предметов в единое целое в соответствии с задумкой автора. (Расположение предметов в гармоничном равновесии построение художественного произведения, в котором объединяются в единое целое все его компоненты изобразительные средства, и реализуется замысел художника).
- Натюрморт  обязательно  имеет композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный, т.е.,  во всей группе необходим основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.
- В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно  выделить расположением, цветом, контрастом.   Композиционный центр не обязательно совпадает с геометрическим центром картины.
- Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и диагонали. Натюрморт лучше смотрится  по возрастающей слева на право – как мы привыкли читать.
Немаловажно правильно, выбрать определенную точку зрения, т. е. линию горизонта (ракурс).
Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение – искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.
4) Самостоятельная работа уч-ся под руководством учителя над составлением натюрморта в сервисе для рисования paint.kards.qip


Живописно-образное решение натюрморта с выраженной эмоциональной задачей.

IV.       5) Демонстрация и анализ работ.
 (Выступление  учащихся, представляющих свою работу, в котором они доказывают  правильность составления натюрморта).
6)Оценивание работРебята, перед вами  синие и красные смайлики, это своеобразные оценки: синие – «4», красные – «5». Вы выслушали  друг друга, а теперь оцените работу каждого, выставив ему  «оценку». (Поднимают «смайлы». Подводятся итоги взаимооценки).
7) Обобщение и закрепление.
Для закрепления знаний по теме «Натюрморт» учащимся предлагается задание в сервисе LearningApps – «Найди соответствие», где нужно соотнести художника и его натюрморт.


Для визуализации итогов урока  используется  сервис classtools:



























Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с одним из жанров ИЗО, с каким?
 Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, …).

Закрепление полученных на уроке знаний позволит ещё раз обратиться к содержанию урока, проговорить материал и усвоить его.


8) Творческое домашнее задание. Нарисовать натюрморт на тему «Мое хобби», используя любой сервис для рисования. Готовую работу разместить, используя сервис  Photovisi

Комментариев нет :

Отправить комментарий