четверг, 27 августа 2015 г.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов



1.Что такое ЦОР?
В России в рамках проекта ИСО создана национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, продолжают разрабатываться инновационные учебно-методические материалы, внедряются комплексы формирования информационной среды школы, обогащаются цифровыми дополнениями действующие учебники.
Все эти работы направлены на то, чтобы предоставить школьному учителю дополнительные ресурсы для его повседневной работы, сделать учебный процесс интересным, увлекательным и современным.
Описание проекта ИСО
Цели и этапы проекта: Содействовать созданию условий для информатизации школы, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентации образовательной системы на вхождение в глобальное информационное общество.
Главные задачи:
  • развернуть в большинстве школ страны практическое использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных на первом этапе проекта;
  • повсеместно перейти на современные программы подготовки и повышения квалификации учителей, которые основаны на использовании ИКТ, ориентированны на педагогические результаты и помогают работникам образования использовать ИКТ в качестве инструмента своего непрерывного профессионального роста;
  • распространить накопленный в проекте опыт поддержки процессов информатизации школы, использования ИКТ в работе методической службы;
  • развить производство высококачественных учебных материалов, выйти на международный рынок цифровых образовательных ресурсов.
В результате реализации проекта большинство школ России перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе. Здесь сложатся условия для активной самостоятельной работы учащихся, творчества педагогов, гибкой организации учебного процесса, создания сетевых образовательных сообществ. У большинства учащихся, независимо от места проживания и социального статуса их семей, появится возможность достигать образовательных результатов, которые адекватны новым требованиям общественной жизни и рынка труда, позволяют полноценно подготовиться к жизни в становящемся информационном обществе.


Структура проекта и основные направления проектной деятельности
Проект ИСО включает в себя три компонента.
Компонент 1. Учебные материалы нового поколения
Работы в рамках данного Компонента направлены на формирование в Российской Федерации эффективно действующей системы создания, внедрения, распространения и сопровождения цифровых образовательных ресурсов
Компонент 2. Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования
Работы в рамках этого Компонента будут способствовать профессиональному развитию педагогов и работников управления образованием в области использования ИКТ для совершенствования образовательного процесса; способствовать производству современных учебных материалов, через создание в России необходимого потенциала в области педагогического дизайна и сделать все создаваемые материалы доступными на всей территории РФ.
Компонент 3. Создание системы межшкольных методических центров
Работы в рамках этого Компонента направлены на создание системы межшкольных методических центров, которые обеспечат поддержку процессов информатизации школ, широкого распространения разработанных в Проекте учебно-методических материалов, и повышение квалификации управленцев и педагогов. Центры объединяются в единую систему средствами телекоммуникаций и образуют единое информационное образовательное пространство.
Учебно-методические материалы нового поколения
Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, предполагается осуществлять двумя путями:
  1. Развитие существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников за счет их расширения наборами цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Эффективное использование возможностей информационных технологий широким кругом учителей, работающих по определенным учебникам, возможно лишь в том случае, когда цифровые ресурсы четко привязаны к данным учебникам. Это позволит учителю работать по привычному для него учебнику и применять современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.
Наборы ЦОР к учебникам могут иметь следующую структуру:

  1. Создание инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) и информационных источников сложной структуры (ИИСС).
ИУМК должны полностью обеспечивать потребности организации учебного процесса по выбранному предмету. Они должны быть построены на новых педагогических технологиях, на деятельностном подходе, формировании новых компетенций. Они ориентированы на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса. Такие инновационные комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения. Важным принципом создания ИУМК в проекте является их открытость, предусматривающая возможность использования их ресурсов в материалах, создаваемых учителями и учащимися; возможность создания с помощью инструментов УМК новых ресурсов, расширяющих данный УМК и связанные с ним (в частности, посредством ссылок); возможность для учителя изменять и строить новые траектории представления материала.
Инновационные учебно-методические комплексы могут иметь следующую структуру:

Информационные источники сложной структуры должны способствовать активизации учения, конструированию учащимися нового знания. Они ориентируют учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, изменяющих образовательную среду. Он должен обеспечивать системное внедрение и активное использование ИКТ в учебном процессе общеобразовательных учреждений. ИИСС должны улучшить преподавание тех разделов и тем, которые трудно учить обычными методами.
Использование ИИСС должно:
  • повысить мотивацию учащихся, стимулировать их увлеченность школьным предметом;
  • способствовать повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе, включая формирование таких характеристик, как:
  • способность учиться;
  • коммуникабельность, умение работать в коллективе;
  • способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;
  • способность самостоятельно мыслить и действовать;
  • способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общеучебные умения и навыки.
ИИСС может иметь следующую структуру:


Сегодня в Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов в открытом доступе находится около 42 тысяч цифровых образовательных ресурсов, включая:
  • пробные наборы ЦОР к учебникам и учебным планам;
  • ресурсы коллекции русской классической музыки;
  • ресурсы коллекции зарубежной классической музыки;
  • ресурсы коллекции зарубежной художественной литературы
  • материалы (задачи, анимационные ресурсы, видеозаписи лекций, конспекты разработок уроков, словарь-справочник) по математике;
  • интерактивные мультимедиа-ресурсы по естественным наукам;
  • видеоопыты по неорганической химии;
  • видеоопыты по органической химии;
  • электронные издания: энциклопедия «Кругосвет», журнал «Квант», журнал «Наука и жизнь», журнал «Химия и жизнь»;
  • аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;
  • ресурсы, разработанные в рамках ФЦП РЕОИС (учебные CD для общего образования и учебные CD для начального профессионального образования);
  • инструменты для организации и планирования учебного процесса (программы «1С: ХроноГраф Школа 2.5» для администрирования деятельности общеобразовательного учреждения и «ХроноГраф 3.0 Мастер» для планирования и оперативного управления учебным процессом).
Единая коллекция ЦОР включает следующие типы ресурсов:
  • информационные источники (например, оцифрованные тексты литературных произведений, цифровые копии произведений живописи, записи музыкальных произведений, модели физических и физических опытов),
  • информационные инструменты (например, текстовые графические, музыкальные редакторы, виртуальные лаборатории, интерактивные географические и исторические карты),
  • регламенты и нормативные документы (например, учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений).
Большинство ресурсов коллекции снабжено методическими рекомендациями по организации образовательного процесса с их использованием.
Ресурсы коллекции адресованы, прежде всего, учителям и учащимся. Они должны обеспечить потребности как «массового» учителя, который загружен работой и стремится использовать готовые разработки, так и творческого педагога-методиста, самостоятельно планирующего уроки и разрабатывающего отдельные учебные материалы к ним. Ресурсы коллекции должны помочь учащимся, не только освоить образовательный минимум, зафиксированный в стандарте, но и мотивировать их к самостоятельному освоению знаний, углубленному изучению предмета, к расширению собственной эрудиции.
Потенциальными пользователями коллекции будут выступать и другие субъекты образовательного процесса: родители, администраторы системы образования и пр.

2. Где искать ЦОР? Адреса в Интернете.
Для начала работы Вам необходимо открыть программу просмотра Интернет-страниц (браузер) и набрать адрес Единой коллекции ЦОР:
Для ознакомления с возможностями Единой коллекции выберите раздел
Рекомендации по работе с коллекцией (Главная страница портала, внизу окна)

  1. Какие требования к компьютеру для работы с ЦОР?
На компьютере должны быть установлены:
  1. MS Office 2003, 2007 с основными компонентами.
  2. «Система организации и поддержки образовательного процесса» расположенная по адресу:
http://edu.1c.ru/elsp/downloads.asp, которая позволяет загружать комплект ЦОР отдельного учебника или коллекции. Следуя инструкции необходимо сначала установить программу, а после загрузить ЦОР, находящиеся на диске, в программу.
Данная система обеспечивает содержательную работу преподавателей и учащихся с ЦОР, разработанными в рамках проекта "Информатизация системы образования" и результатами учебной деятельности. Система ориентирована на организацию учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной среды и настраивается на различные уровни оснащения и формы организации образовательных учреждений.
Основные функциональные возможности системы "1С: Образование 4. Школа":
- формирование локальной коллекции ЦОР;
- содержательная работа преподавателей и учащихся с загруженными в систему учебными материалами;
- поддержка единого портфеля работ для каждого пользователя (преподавателя и учащегося);
- контроль и самоконтроль учебной деятельности;
- коммуникационные возможности для синхронного и асинхронного общения в ходе учебной деятельности;
- администрирование работы.

Обратим внимание на раздел «Инструменты» в Единой коллекции ЦОР.
Здесь Вы можете найти инструменты учебной деятельности, инструменты организации учебного процесса и программы просмотра ресурсов.
Инструменты учебной деятельности содержат множество различных программных оболочек.
  • Проигрыватель временных потоков 1
  • Клавиатурный тренажер «Руки солиста» 4
  • Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями 12
  • Программа-проигрыватель "Анимационные карты России и мира (843-1618 годы)" 3
  • Электронный образовательный ресурс "Школьная урбанистика" 4
  • «Компьютер в системе школьного практикума по физике», 7-11 класс 51
  • Информационно-программный комплекс "Территориальный раздел мира накануне I мировой войны" 4
  • Академия задач 13
  • Тренажер для подготовки к ЕГЭ по английкому языку 4
  • Инструмент "Живая Родословная" 31
  • Инструмент "Эволюционная Лаборатория" 2
  • Электронный тренажер по русскому языку 10
  • Обучающий комплекс по русскому языку 3
  • Тренажер "Компьютерная фонетическая лаборатория" 3
  • Прикладная информационная система "Геоэкономика. Геополитика. Геокультура" 12
  • Обучающие программы по истории 2

Среди инструментов организации учебного процесса предлагаются 2 программы: "1C:ХроноГраф Школа 2.5" и "ХроноГраф 3.0 Мастер.

Третья часть раздела «Инструменты» содержит программы, необходимые для просмотра ресурсов, расположенных в Единой коллекции.
QuickTime позволяет воспроизвести на Вашем рабочем компьютере видео-файлы
В 1989 году компания Apple Computer приступила к разработке технологии, позволяющей просматривать на экране компьютера движущееся изображение со звуковым сопровождением, названное "цифровым видео". Эта технология увидела свет в 1991 году под названием QuickTime.
QuickTime умеет воспроизводить большое количество мультимедийных форматов цифрового видео, звука (AVI, AVR, MPEG, H.263, OpenDML, включая собственные форматы QuickTime MOV и QT), текста, анимации, музыки, и панорамные изображения (например, виртуальные экскурсии по залам Лувра). QuickTime позволяет проигрывать потоковое видео из Интернета.
Macromedia Shockwave Player установленный на компьютер Shockwave Player позволит поработать с интерактивным ЦОР
С его помощью можно просматривать веб-контент в формате Shockwave, в том числе тесты, игры, обучающие программы, демонстрации продуктов и анимацию, используемые на большом количестве web-сайтов.
Acrobat Reader поможет просмотреть журнальные статьи в формате pdf
Это стандарт для документов в электронной форме. В этом формате сохраняется все - шрифты, форматирование, цвета и картинки, использованные в исходном документе.
DjVu Plug-in для просмотра DjVu файлов.
DjVu (произносится, как "дежавю") - графический формат, который позволяет сканировать в высоком разрешении черно-белые и цветные страницы книг, журналов, документов и т.д. и, благодаря малым размерам полученных файлов, сделать их доступными для скачивания в интернете. Формат DjVu очень экономичный (в пять-десять раз) по сравнению с другими распространенными форматами, такими как JPG, PDF или GIF.
Так, например, стандартная страница текста без графики занимает в формате DjVu 25–40 Кб, а страница с одним–двумя цветными рисунками - 50–100 Кб.
Связующим звеном между этим форматом и Internet является обычный Web-браузер, который легко «обучается» науке просмотра DjVu-файлов путем установки программной надстройки — DjVu Plug-in, которую можно бесплатно загрузить, воспользовавшись ссылкой в разделе Инструменты Единой коллекции ЦОР.
Flash Player для просмотра различных тренажеров, моделей в формате swf.
Создателям технологии Flash удалось найти наиболее удачное сочетание изобразительных возможностей графики, инструментальных средств для работы с ней, и механизма включения результата в Web-страницы. Flash-фильмы можно просматривать как в автономном режиме, так и посредством Web-браузера.
Созданные на основе SWF изображения могут быть анимированы, а также дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением. Важной чертой формата SWF является его переносимость, то есть этот формат может использоваться на любой аппаратно-программной платформе (и на компьютерах Macintosh под управлением операционной системы MacOS, и на компьютерах IBM с ОС Windows).
Установив эти бесплатно распространяемые программы на свой компьютер, можно полноценно работать со всем многообразием ресурсов Единой коллекции ЦОР.

Комментариев нет :

Отправить комментарий