четверг, 27 августа 2015 г.

Электронные образовательные ресурсы ФЦИОР

Электронные образовательные ресурсы ФЦИОР
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет:
  • http://fcior.edu.ru
  • http://eor.edu.ru
ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др. Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.
Для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.
Программное обеспечение пользователя ЭОР нового поколения – клиентская часть операционной среды ОМС включает плеер, органайзер и типовые мультимедиа приложения, объединенные в одном инсталляционном пакете (порядка 10 Мбайт), размещенном во ФЦИОР, других федеральных серверах или на перемещаемом носителе.
Плеер воспроизводит ЭУМ в интерактивных аудиовизуальных форматах. Органайзер организует и эксплуатирует на данном компьютере локальное хранилище избранных пользователем ЭУМ. Он также позволяет загружать ЭУМ в локальное хранилище с перемещаемых носителей или через Интернет в фоновом режиме. Для воспроизведения ЭУМ необходимо наличие мультимедиа оборудования компьютера и соответствующего ПО, специализированному плееру могут потребоваться стандартные аудио и видео кодеки из состава Windows, мультимедиа-приложения Flash, Quick Time, Java и др.
К основным инновационным качествам ЭОР относится обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
  • получение информации;
  • практические занятия;
  • аттестация (контроль учебных достижений).
Интерактивность обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Ученик может совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, попробовать сделать по-своему и т.д.
ЭОР обладают возможностью удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
  • интерактив (главный педагогический инструмент электронных образовательных ресурсов);
  • мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира);
  • моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);
  • коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);
  • производительность (в данном случае – производительность труда пользователя).
Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.

Как устроено содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)?

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по биологии, ОМС по математике и т.д.
В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Генетика человека», ТЭ «Пищевая цепь», ТЭ «Деление клетки» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
· модуль получения информации (И-тип);
· модуль практических занятий (П-тип);
· модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный
мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт. Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
Вариативы могут отличаться друг от друга:
  • глубиной изложения материала
  • методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний)
  • характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере)
  • технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд)
  • наличием специальных возможностей (например, для плохо слышащих/видящих)
  • способом достижения учебной цели (например, иным содержанием лабораторной работы).
Кроме электронных учебных модулей, содержащих образовательный контент по предмету, ОМС предусматривает еще так называемый «модуль методической поддержки» (ММП).
На уроке на основе ЭУМ организуется самостоятельная деятельность всех или части учащихся под непосредственным руководством учителя или опосредовано при помощи рекомендаций учителя.
При организации самостоятельной работы по освоению нового материала могут быть использованы:
ЭУМ – интерактивная лекция.
ЭУМ – демонстрация эксперимента.
ЭУМ – виртуальная экскурсия.
ЭУМ – коллекция фото- или видеоматериалов с пояснениями.
ЭУМ – практическая (лабораторная) работа.
Схема урока – введение нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся

N
Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1
Постановка задания учащимся
Задание и указания учителя
Принимают задание учителя.
Формулирует задание для учащихся по работе с ЭУМ
2
Освоение учащимися новой информации
ЭУМ И-типа, П-типа
Самостоятельно осваивают содержание ЭУМ
Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ
3
Формулирование вопросов учащимися
Вопросы учеников
Задают вопросы учителю
Отвечает на вопросы учащихся
4
Ответы учащихся на вопросы учителя
Вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Задает вопросы учащимся
5
Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися
ЭУМ П-типа
Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию
Определяет ЭУМ П-типа,
(при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося)
6
Выполнение заданий учащимися
ЭУМ П-типа
Самостоятельно выполняют задание
Анализирует результаты выполнения учащимися заданий
7
Формулирование контрольного вопроса или задания
ЭУМ К-типа
Знакомятся с заданием
Определяет ЭУМ К-типа, (при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося)
8
Выполнение учащимися контрольного задания
ЭУМ К-типа
Самостоятельно выполняют задание
Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность
9
Формулирование выводов урока
Выводы по уроку
Фиксируют выводы
Формулирует выводы
В случае организации жесткого руководства деятельностью учащихся в указаниях учителя должно быть регламентировано время работы на каждом этапе урока. После каждого этапа в этом случае должны подводиться итоги и контролироваться переход к следующему этапу.
В случае опосредованного руководства учителя и организации индивидуализированной или дифференцированной деятельности учащихся на основе индивидуальных заданий целесообразно подводить итоги урока в целом.
При проведении такого урока очень эффективно использование печатных инструкций и предварительно подготовленных учителем рабочих тетрадей (это может быть один-два листа, распечатанных заранее для каждого ученика или электронный вариант).
В случае организации парной (групповой) работы учащихся с ЭОР индивидуальный набор ЭУМ определяется для пары (группы) и предполагает формулировку общего для пары (группы) задания.

Комментариев нет :

Отправить комментарий