Микроскоп — это один из незаменимых инструментов для обеспечения необходимой наглядностью учебных процессов в школах, а также ведения исследовательской деятельности обучающихся, делающей усвоение изучаемого материала более эффективным.
Развитие информационных технологий потребовало принципиально нового подхода к организации микроскопического исследования. Сейчас цифровой микроскоп становится вполне доступным даже для обычных школ.
Внешне сам прибор может мало отличаться от привычного, все дело в дополнительной «начинке», значительно повышающей возможности цифрового микроскопа по сравнению с обычным. Цифровой микроскоп (фото 1) – это единый комплекс, объединяющий оптическую систему получения данных (собственно микроскоп), систему кодирования (цифровая камера) и систему обработки данных (компьютер).
Что может такой микроскоп?
Во-первых, он сохраняет все качества обычного светового микроскопа (3 вида объективов, нижняя подсветка за счет встроенного светодиодного осветителя, переключаемая дисковая диафрагма). Вместо окуляра Web-камера, подключенная к компьютеру. Программное обеспечение позволяет легко настроить прибор к работе.
- Можно подобрать различные значения для разных обстоятельств и условий
- Для обеспечения высокого качества изображений выбрать тип монитора, с которым используется веб-камера.
- Можно выбрать значения для различной освещенности. По умолчанию установлено значение AWB (Auto White Balance – автоматический баланс белого).
- Изображение можно повернуть по горизонтали или по вертикали.
- Выбор разрешения для фотографий.
Функциональные кнопки на панели управления могут использоваться для увеличения и уменьшения изображения, а также для перемещения вверх, вниз, влево и вправо.
Цифровые микроскопы позволяют не только наблюдать объекты исследования, но и сохранять изображения в цифровом формате, что позволяет создавать электронные отчеты. Для незамедлительной съемки и обмена фотографиями с другими пользователями (если есть сеть) можно нажать на кнопку моментального снимка. Устройство позволяет автоматически записывать все, что происходит под объективом, есть возможность создавать анимации. Программа может преобразовать файлы AVI в формат MPEG-1.
Для хорошей визуализации изучаемых препаратов компьютер подключается к проектору и интерактивной доске, и тогда на большом экране можно не только демонстрировать объекты, но и работать с ними с помощью инструментов интерактивной доски (подписывать части, выделять, копировать и т.п.). При проведении опыта или изучении объекта все учащиеся класса одновременно могут наблюдать результат опыта или объект и слушать комментарии учителя или одного из одноклассников.
Учитель знает, как трудно на лабораторной работе проверить настройки и изображения на каждом микроскопе: их не менее 15, при этом нельзя перемещать, чтобы не сбить свет и резкость. Это отнимает много времени, обучающиеся отвлекаются от поставленной задачи, не понимают, что они должны увидеть. Занятия проходят значительно легче и эффективнее, если проведение лабораторной работы предваряется вводным инструктажем, проведённым с помощью цифрового микроскопа. При такой организации урока учащиеся могут сравнить результаты своей работы с результатами той работы, которую провел учитель. Такие методы работы развивают самостоятельность, критическое мышление, наблюдательность у учащихся, а также позволяют экономить время, затрачиваемое учителем на индивидуальные комментарии и консультации, которые приходится давать во время проведения практических работ по стандартной методике каждой паре учащихся. Это особенно актуально при проведении самых первых практических работ.
В некоторых случаях в распоряжении учителя может не быть достаточного количества микропрепаратов или микроскопов. Часто, чтобы избежать таких проблем, учитель отказывается от индивидуальной работы с микроскопом, заменяя ее демонстрационным вариантом. Цифровой микроскоп в данных обстоятельствах является уникальной возможностью провести наблюдение, поставить опыт, зафиксировать результаты, которые затем можно распечатать и поместить в отчет.
Фотографии, заранее сделанные учениками или учителем, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса.
При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он дает возможность:
- изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
- использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
- изучать объект в динамике;
- создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
- использовать изображения объектов на бумажных носителях.
Важно и то, что можно указать и подписать части препарата, собрав из этих кадров слайд-шоу. Сделать это можно как сразу на уроке, так и в процессе подготовки к нему.
Исходя из всего вышесказанного, к основным достоинствам цифрового микроскопа можно отнести:
- точная передача формы, границы и цвета объекта,
- возможность выполнения разнообразных тонких работ,
- сохранение результатов исследования (как промежуточных, так и конечных),
- возможность производить наблюдения с экрана монитора,
- возможность передачи результатов на расстояния,
- возможность редактирования изображения, а также применения компьютерных методов анализа результата,
- возможность совмещать демонстрацию объекта с помощью цифрового микроскопа с индивидуальной работой учащихся со световыми микроскопами.
Цифровой микроскоп используется при проведении следующих лабораторных работ:
6 класс
- Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
- Строение семян двухдольных и однодольных растений
- Изучение внешнего и внутреннего строения стебля на готовых микропрепаратах
- Строение цветка
- Изучение внешнего состояния корня
- Изучение внешнего и внутреннего строения листа на готовых микропрепаратах
- Изучение внешнего строения водорослей
- Изучение строение плесневых грибов
7 класс
- Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание
- Наблюдение за движением простейших
- Наблюдение за поведением, передвижением, ответом на раздражение прудовика
- Строение пера птицы
5. Внешнее строение раковин моллюсков
8 класс
- Изучение микроскопического строения крови; сравнение эритроцитов крови человека и лягушки
9– 11 классы
1.Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток
- Сравнение растительной и животных клеток. Многообразие клеток
- Наблюдение клеток растений и животных, бактерий под микроскопом и их описание и сравнение
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
- Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
- Изучение строения дрожжей под микроскопом
Демонстрации:
Разложение ферментом каталазой пероксида водорода
Следы зон роста на спилах трубчатых костей.
Следы зон роста на спилах трубчатых костей.
1. Использование микроскопа при проведении лабораторных работ.
В ходе лабораторной работы использую традиционные микроскопы (работа в паре) и один цифровой микроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главном. Теперь учащиеся точно знают, что они должны будут увидеть в микроскоп.
В ходе лабораторной работы использую традиционные микроскопы (работа в паре) и один цифровой микроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главном. Теперь учащиеся точно знают, что они должны будут увидеть в микроскоп.
3. Цифровой микроскоп позволяет создать – наглядное пособие, т. е. использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения новой темы или при опросе учащихся.
4. Использование микроскопа при проведении демонстраций
Демонстрации:
Следы зон роста на спилах трубчатых костей.
Строение крыла бабочки
Следы зон роста на спилах трубчатых костей.
Строение крыла бабочки
5.Изучение объекта не только статически, но и в динамике.
Преподавание биологии в школе в обязательном порядке сопровождается демонстрационным экспериментом. Выделяемые пузырьки газа кислорода доказывают активность ферментов-белков в живых клетках. Ход эксперимента учащиеся наблюдают на экране и делают выводы. При такой организации урока учащиеся могут сравнить результаты своей работы с результатами той работы, которую провел учитель. Такие методы работы развивают самостоятельность, критическое мышление, наблюдательность у учащихся, а также позволяют экономить время, затрачиваемое учителем на индивидуальные комментарии и консультации, которые приходится давать во время проведения практических работ по стандартной методике каждой паре учащихся. Это особенно актуально при проведении самых первых практических работ.
Преподавание биологии в школе в обязательном порядке сопровождается демонстрационным экспериментом. Выделяемые пузырьки газа кислорода доказывают активность ферментов-белков в живых клетках. Ход эксперимента учащиеся наблюдают на экране и делают выводы. При такой организации урока учащиеся могут сравнить результаты своей работы с результатами той работы, которую провел учитель. Такие методы работы развивают самостоятельность, критическое мышление, наблюдательность у учащихся, а также позволяют экономить время, затрачиваемое учителем на индивидуальные комментарии и консультации, которые приходится давать во время проведения практических работ по стандартной методике каждой паре учащихся. Это особенно актуально при проведении самых первых практических работ.
6. Использование микроскопа для внеурочной работы с детьми, увлекающимися биологией.
Это рассматривание тычинок и пестиков цветка, различные ткани растений.
Для членистоногих – это все их интересные части: лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, покровы (например, чешуйки крыльев бабочек). Для хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое-многое другое. Это далеко не полный список.
Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, не моря, поместив в специальные миниатюрные чашечки Петри.
Это рассматривание тычинок и пестиков цветка, различные ткани растений.
Для членистоногих – это все их интересные части: лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, покровы (например, чешуйки крыльев бабочек). Для хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое-многое другое. Это далеко не полный список.
Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, не моря, поместив в специальные миниатюрные чашечки Петри.
Комментариев нет :
Отправить комментарий