четверг, 1 марта 2018 г.

Критериальное оценивание образовательных достижений обучающихся

  Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям компетентностного подхода.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся.   Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики.

 Для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно - ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует.

 Необходимым условием успешности любой деятельности человека является потребность в объективной оценке результатов труда, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее ее оценивать. Поэтому сегодня ключевая роль в управлении образовательным процессом принадлежит системе точного и качественного оценивания. Определяя главную функцию оценочной деятельности, заметим, что это не что иное, как повышение качества образования. В связи с этим возможно констатировать, что традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования. Эта мысль подтверждается и в документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования».

 В связи с этим, инновационные школы РФ, изучив опыт зарубежных стран, разрабатывают и внедряют критериальную систему оценивания учебных достижений обучающихся.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся. Неизбежно постепенное введение новой системы оценивания учебных достижений обучающихся с целью повышения качества обучения в соответствие с международными нормами и стандартами.
 Основными элементами критериального оценивания являются: анализ процесса оценивания; обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) понимать уровень усвоения изучаемого материала (обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в учебный процесс для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; она позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний каждым учащимся, отслеживать динамику его развития [Карасев, 2003]; использование данного механизма осуществления контроля повышает эффективность учебной деятельности учащихся за счет возможности скорректировать полученные результаты, а значит достичь более высокого уровня продуктивности в будущей деятельности); определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником и достигнутых результатов в их динамике; выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы; создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности [Петерсон, 2007]. Все это дает возможность выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок.

 Таким образом, единой целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.

 В соответствии с этой целью система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования; родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка; учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся и, в частности, о том:

- происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям;

- начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей;

- совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, углубляют ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач;


- обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности повысить учебную мотивацию учащихся, активность в обучении и в обсуждении, анализе ответов, снять эмоциональный негатив с оценки;

- систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся;

- управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной обратной связи, определения качества усвоения материала, выявления трудностей, ошибок и их причин, предупреждения пробелов знаний;

- обеспечить надежную обратную связь, определять качество усвоения материала;

обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании;

- выявлять трудности, ошибки и их причины, предупреждать пробелы знаний.


Комментариев нет :

Отправить комментарий