Дьячкова Наталья Анатольевна, учитель биологии
МБОУ Верхнесоленовская СОШ им. М.С. Кожемякина
Ростовская область, Веселовский район, х. Верхнесоленый
Государственный стандарт предъявляет высокие требования к
современному учителю. Учитель должен владеть не только
современными педагогическими технологиями, использовать в своей работе новые
методы и приемы, чтобы обеспечить выполнение обязательного образовательного
стандарта, но и включить учащихся в активный образовательный процесс.
Увлечь современных детей биологией становится все
труднее, так как снизился интерес к
изучению естественных дисциплин. Чтобы процесс обучения стал интересным
и захватывающим не только для учителя, но и для ученика, на помощь пришли
информационно коммуникативные
технологии, с помощью которых в процесс обучения внедряются электронных
образовательных ресурсов нового поколения.
Что дает использование ЭОР учащимся? Это, прежде
всего визуализация процессов и явлений, происходящих в природе, организме,
клетке. Это расширение границ познания учащихся. Когда непонятная, сложная
информация становится доступной и понятой, интерес к предмету возрастает. Это и
увеличение времени на самостоятельное освоение знаний, что прописано во ФГОС.
Для учителя это, несомненно, повышение качества
проведенного урока, более интересная и познавательная подача материала, что,
несомненно, оценится учащимися. Это и увеличение времени на дискуссию с
учениками, а не на монолог учителя.
Поэтому, использование учителем ЭОР - это не дань моде, а
необходимость времени и их применение
актуально и оправданно.
Используя ЭОР на
уроках биологии, повышается заинтересованность учащихся предметом, благодаря
наглядности и динамичности (видео и
анимация биологических и биохимических
процессов, интерактивные модели, звукозаписи и т.д.). Стало возможным не на
словах и плакатах, а интерактивно показать работу органов и систем органов,
сложных процессов, протекающих в организмах на разных уровнях изучения
биологических систем (клетка, орган, система органов, сообщество и т.д.).
ЭОР использую на всех этапах урока, во внеурочной
деятельности, для творческого домашнего задания, для проверки уровня усвоения
материала. Самые сложные темы, которые раньше многим учащимся давались с
большим трудом, становятся более понятными и сложный материал лучше усваивается
(например, синтез белка, процесс транскрипции и трансляции, редупликация ДНК и
др.)
На уроках
биологии использую электронные учебные модули (сайт fcior.edu.ru), которые очень удобно использовать при
объяснении нового материала, контроля знаний. Да, практически это уже готовый
урок! ОМС - это
цифровой образовательный ресурс нового поколения. Что такое ОМС? Это открытые
образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), которые представляют собой ЭОР модульного типа.
ОМС включает один или несколько модулей (ЭУМ- электронные учебные модули).
ЭУМ – это мультимедийный продукт, посвященный определенной теме. В каждый
тематический модуль входят - информационный, практический и контрольный модули.
Материал интерактивного модуля представлен одновременно
несколькими способами с использованием таких компонентов, как
фотографии, иллюстрации, текст, графика, анимация, видео и т.д. Учитель
на уроке может использовать как все модули данной темы, так и отдельные
модули (например, только практический или контрольный), а именно то, что ему необходимо для решения
образовательных задач урока. Контрольные модули - это не
только тесты, но и задания в разной игровой форме.
Для воспроизведения учебного модуля на
компьютере требуется предварительно загрузить и установить специальный
программный продукт – ОМС-плеер. – проигрыватель ресурсов для ОС Windows
или для ОС Linux.
Очень рада, что открыла для себя эти замечательные ЭОР! Установила дома и в
классе на компьютер ОМС-плейер, без которого у вас ЭОР работать не будет. Все
оказалось легко и просто! Скачиваю дома модули, просматриваю, раскладываю по
папкам, загружаю на флешку и спокойно работаю в классе. Ничего подключать к
Интернету не надо. Очень рекомендую всем использовать в работе! Модули
выполнены очень качественно.
Как устроено содержание открытых образовательных модульных мультимедиа
систем (ОМС)?
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая
образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по биологии, ОМС
по географии, истории и т.д.
В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит
на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический
элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Генетика человека», ТЭ «Пищевая цепь», ТЭ «Деление
клетки» и т.д.
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества
образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать
некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
·
получение информации;
·
практические занятия;
·
аттестация (контроль учебных
достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей
самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных
форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий:
получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения
или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать
музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать
ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему
и т.д.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в
Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной
аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было
выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на
предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой
и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный
учебной работы удаленных пользователей.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше
инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических
инструментов, о которых говорилось выше.
При организации самостоятельной работы по освоению нового материала могут
быть использованы:
ЭУМ – интерактивная лекция.
ЭУМ – демонстрация эксперимента.
ЭУМ – виртуальная экскурсия.
ЭУМ – коллекция фото- или видеоматериалов с пояснениями.
ЭУМ – практическая (лабораторная) работа.
Если использовать модули
последовательно (по данной теме): информационный - практический - контролирующий, учащиеся, пропустившие урок, могут
самостоятельно, в дистанционном режиме
освоить пропущенные темы курса биологии.
Название
модуля, (приема, упражнения)
|
Краткое описание метода, (приема, упражнения)
|
Пример
тема «Вирусы»
|
Гипер-ссылка
|
||
1
|
Информационные ОМС (Модули И-типа)
Представлены рисунками,
текстом, фото, схемы (могут быть интерактивными)
|
ФЦИОР
|
Получение информации добываемой в
активно-деятельностной форме, поступающей как зрительным, так и слуховым
каналами и в оптимальном темпе
|
|
|
2
|
ОМС (Модули
П-типа)
|
ФЦИОР
|
Практическое задание (усвоение
способа решения новой вычислительной задачи, проведение эксперимента в
виртуальной лаборатории и т.д.)
|
||
ОМС (Модули
К-типа)
|
ФЦИОР
|
Модуль контроля. Учащиеся
проводят самоаттестацию.
|
Схема урока – введение нового
материала на основе самостоятельной деятельности учащихся
№
п/п
|
Этап урока
|
Содержание
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
1
|
Постановка задания учащимся
|
Задание и указания учителя
|
Принимают задание учителя.
|
Формулирует задание для
учащихся по работе с ЭУМ
|
2
|
Освоение учащимися новой
информации
|
ЭУМ И-типа, П-типа
|
Самостоятельно осваивают
содержание ЭУМ
|
Руководит деятельностью
учащихся по работе с ЭУМ
|
3
|
Формулирование вопросов
учащимися
|
Вопросы учеников
|
Задают вопросы учителю
|
Отвечает на вопросы учащихся
|
4
|
Ответы учащихся на вопросы
учителя
|
Вопросы учителя
|
Отвечают на вопросы учителя
|
Задает вопросы учащимся
|
5
|
Формулировка учителем заданий
для выполнения учащимися
|
ЭУМ П-типа
|
Знакомятся с заданием и задают
вопросы по его условию
|
Определяет ЭУМ П-типа,
(при наличии вариативных ЭУМ
определяет их индивидуально для каждого учащегося)
|
6
|
Выполнение заданий учащимися
|
ЭУМ П-типа
|
Самостоятельно выполняют
задание
|
Анализирует результаты
выполнения учащимися заданий
|
7
|
Формулирование контрольного вопроса
или задания
|
ЭУМ К-типа
|
Знакомятся с заданием
|
Определяет ЭУМ К-типа, (при
наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося)
|
8
|
Выполнение учащимися
контрольного задания
|
ЭУМ К-типа
|
Самостоятельно выполняют
задание
|
Анализирует ответы учащихся,
оценивает их деятельность
|
9
|
Формулирование выводов урока
|
Выводы по уроку
|
Фиксируют выводы
|
Формулирует выводы
|
В случае организации жесткого руководства деятельностью учащихся в
указаниях учителя должно быть регламентировано время работы на каждом этапе
урока. После каждого этапа в этом случае должны подводиться итоги и
контролироваться переход к следующему этапу.
Использование
ЭОР нового поколения на уроках биологии значительно повысит качество преподавания предмета, мотивация
учащихся возрастет и как следствие повысится успеваемость.
Использованные ресурсы:
- http://archive.is/HdpHB
- http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html
Комментариев нет :
Отправить комментарий