воскресенье, 21 августа 2016 г.

Как правильно сформулировать гипотезу?

При прохождении курса повышения квалификации по теме «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» столкнулась с трудностями по формулировке гипотез. Помог материал И.П. Бугровой "Гипотеза исследования".

Приёмы построения гипотез различаются по:

  1. форме («если…,  то…», «если…, то…, так как...»);
  2. уровню (эмпирическое и теоретическое исследования);
  3. характеру (модификационная, революционизирующая);
  4. механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);
  5. логической структуре (линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));
  6. функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).

            Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если ..., то ..., так как...". При этом, выражение   "так как", направленное на раскрытие   сущности явления, построения     причинно — следственных  связей, применяется,   как   правило,   для   гипотез, соответствующих     теоретическому     уровню исследования.
Уровень гипотезы   заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования:  эмпирического или теоретического.
Поскольку эмпирическое исследование  основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции  установления новых фактов для последующего развития теории.
Для теоретического уровня исследований гипотеза  формулируется  с  целью  проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое   исследование,   обобщающей   и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между  параметрами,  подлежащими экспериментальному исследованию.
По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.
Виды гипотезы
Функциональная нагрузка
объяснительные гипотезы
для объяснения фактов или явлений
предсказательные гипотезы
для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений
объяснительно-предсказательные
сочетают в себе оба предназначения


       По содержанию гипотезы делятся на:

  • гипотезы информационного характера
  • гипотезы инструментального характера.
     Гипотезы   информационного   характера формулируются обычно на начальном  этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект ...)
     Переходя   к   формулировке   многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы    мер,  управляющих  воздействий,  обеспечивающих достижение цели исследования.
    По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).
Механизм построения гипотезы
Простая гипотеза
Основа построения
Результат
Логическая цепочка
Индуктивная
Наблюдение факта или явления
Предсказание обобщения
От частного к общему
Дедуктивная
Анализ теоретического материала
Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности
От общего к частному


            Механизм построения индуктивной гипотезы заключается  в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося  к  группе  явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного   к   общему   включает   принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него.   Из   выдвинутых  предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.   
Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы    двух предыдущих типов гипотез, содержит   последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений  в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание   неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.
По своему характеру гипотеза может быть  революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том,   что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.
По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется     одно     предположение,     или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.   
Главная характеристика гипотезы исследования
При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.
Как сформулировать гипотезу?
Существует множество методов построения гипотез (по сути -  поиска новых идей):
Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений.
Аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.
Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.
Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.
И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.
Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?
Ввозможные гипотезы. 
Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.
Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.
Гипотеза  №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.
Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.
Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.
Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.
Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?
Способы проверки гипотезы.
1.      на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,
2.      на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
Следующий этап работы - наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента..
И так, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.

            Удачи при проведении исследования!!!

Комментариев нет :

Отправить комментарий