воскресенье, 30 августа 2015 г.

90-летний сторож превратил школу в галерею


В Екатеринбурге 90-летний сторож превратил школу в картинную галерею.
Валерий Храмов рисовал бесплатно в каникулы и по ночам.
– Я последние три месяца провёл в школе. Все рисовал и рисовал. Было такое, что 10 суток практически не спал – нужно было успеть всё закончить к началу учебного года.

Валерию Храмову 90 лет. Последние 25 он работает в 168-й школе. Сначала преподавал изобразительное искусство, а потом устроился сторожем, но рисовать не бросил. Расписал на всех трех этажах учебного заведения стены, превратив школу в сказочный мир. Да так, что первоклашкам иногда проводят экскурсию по его "галереям".
– Вот, работа на первом этаже посвящена временам года, – рассказывает нам Храмов. – Она учит школьников беречь природу. Я через эти рисунки говорю им: "Любите природу, она – источник нашей жизни". Показывал взаимодействие человека и природы. Вот, например, лесничий дежурит, следит за чистотой и сохранностью леса, выращивает животных. Вот мама-медведица ловит рыбу и кормит своих медвежат. А вот про меня сюжет: я работал в школе искусств и воспитывал молодых художников. Здесь изобразил наши занятие на пленере.
Валерий Александрович говорит, что рисовать начал с детства. В 16 лет уже написал на стенах трехкомнатной квартиры эпизоды Советско-финской войны. Но учиться решил на лётчика, одновременно занимался борьбой. Перед соревнованиями тренировался, подскочило давление, и к экзаменационным полетам молодого Храмова не допустили, дали два года на отдых.

Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа

– Шёл я как-то по улице, думал уже о том, что к полётам не вернусь. И случайно встретил моего товарища с этюдником. Он сказал, что учится в художественном училище. А я всегда рисовал, и мне так обидно стало, что он посвятил жизнь любимому делу, а я забросил. Нашёл адрес училища и в декабре пошел поступать, а директор мне сказал, что поздно – надо приходить на следующий год. Я так хотел стать художником, что ходил вместе со студентами на пары и рисовал то, что там происходило. Когда закончил, пришёл опять к директору и принёс работы. Тот посмотрел их и сразу оформил приказ о создании экзаменационной комиссии для меня. Думаю, это был единственный подобный случай в истории училища. Меня взяли. А моя дипломная работа была одной из лучших на курсе.
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Второй этаж школы Храмов посвятил географии, начиная от Северного Ледовитого океана и заканчивая тропиками. Здесь ребята вообще могут путешествовать по миру, не выходя из здания школы. Дальше – морская фауна.
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
– Каждая рыба чем-то занята, каждая участвует в каком-то сюжете. И это ведь всё продумано, вы не представляете, сколько времени мне понадобилось, чтобы красками создать целый мир. Детишки, бывало, писали мне записки на вахту: "Я рисую лучше, чем ты". Я не обижался, но объяснял, что срисовать – одно, а придумать из ничего сюжеты, связи между героями – это другое.
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
В начальной школе Валерий Александрович нарисовал героев сказок – Царевну-Лягушку, Царя Салтана, 33 богатырей и других. В том же блоке он изобразил Сибирский тракт. Рассказывая об этом фрагменте, указывает на мужчину за рулём красного автомобиля.


– Он её сам собрал, из немецких запчастей, а потом покрасил, – для Храмова все герои его картин живые, с историей.

Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Ещё одна часть работы сторожа-художника посвящена архитектуре. Изображены на стенах сооружения разных времен, начиная с Древнего мира и до современности – египетские пирамиды, Великая китайская стена, Тадж Махал, Храм Василия Блаженного.
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Все сюжеты Валерий Храмов придумывал сам. Он никогда не рисовал эскизы на бумаге. Брал кисти и краски и сразу наносил штрихи на стену. Раньше развешивал на стенах небольшие картины в рамках, но, после того как дети повредили несколько, решил все снять и перевезти в детский дом.


– Для того чтобы сделать человека культурным, нужно прививать ему любовь к искусству и природе с детства. Этим я и занимался последние годы. Я все эти работы сделал для того, чтобы воспитывать в детях чувство прекрасного. Чтобы у них появилось желание почитать книгу, сходить в музей, театр, съездить на природу или заняться спортом.

К сожалению, рисунки со временем "стареют" – стены трескаются, и краска осыпается. А восстанавливать их скоро будет некому – Валерий Александрович увольняется. Но, говорит, если его пригласят, он обязательно придёт и нарисует. Не только в этой школе. В любой.

Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа
Валерий Александрович огорчается только, что его картины портятся: штукатурка отстаёт от стен, а восстанавливать некому.
Раскрасил от пола до потолка опять двойка, сторож, школа

2 комментария :

  1. Вот, молодцы! И сторож. и Вы, Наталья, что сотворили и познакомили с такой красотой.
    Вот они, настоящие наши люди!

    ОтветитьУдалить
  2. Совершенно с Вами согласна, Лилия Алексеевна! Побольше бы таких "сторожей" в образовании, да и просто в нашей жизни!

    ОтветитьУдалить