понедельник, 2 мая 2016 г.

Высшая нервная деятельность

Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И. М. Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип работы и на психическую деятельность человека.
Идеи И. М. Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И. П. Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.
   
Иван Михайлович Сеченов                               Иван Петрович Павлов
Высшая нервная деятельность — это сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внешней среды (по И.П. Павлову). В основе высшей нервной деятельности лежит взаимодействие безусловных и условных рефлексов, к которым у человека добавляется вторая сигнальная система.
Деление на первую и вторую сигнальную систему было предложено И.П. Павловым. Первая сигнальная система воспринимает информацию об окружающем мире с помощью анализаторов. Она характерна для большинства животных, в том числе и для человека. Вторая сигнальная система — это восприятие окружающего мира с помощью слов, символов и образов. Она свойственна только человеку.
Материальной основой высшей нервной деятельности является головной мозг. Одну из главных ролей в создании теории о высшей нервной деятельности сыграли работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Приоритетным считаются работы Сеченова (1863г., «Рефлексы головного мозга»). Он впервые показал, что поведение и психическая деятельность человека основаны на рефлекторном принципе работы нервной системы. Работы Сеченова были продолжены И.П. Павловым.
Рефлексы
И.П. Павлов выделил два типа рефлексов (условные и безусловные), осуществляемые нервной системой.
Безусловные рефлексы — это врожденные рефлексы, передающиеся по наследству и сохраняющиеся в течение всей жизни. Они свойственны всем представителям данного вида. Безусловные рефлексы обладают готовыми рефлекторными дугами, которые проходят через спинной мозг или ствол головного мозга. Эти рефлексы практически не поддаются торможению и не изменяются в течение жизни. Совокупность некоторых безусловных рефлексов, определяющих поведение в определенных случаях, называют инстинктом.
Биологическая роль безусловных рефлексов заключается в сохранении целостности организма, поддержании гомеостаза и обеспечении размножения.
Условные рефлексы — это рефлексы, приобретенные человеком в процессе жизни или специального обучения. Дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга. Условные рефлексы по наследству не передаются. При длительном отсутствии подтверждения условный рефлекс затухает. Например, если выключатель в комнате перенести в другое место, то первое время человек будет тянуться туда, где он был, затем это прекратится.
Образование условных рефлексов было показано И.П. Павловым в экспериментах на собаках. Собаке давали пищу и одновременно зажигали лампу (или звенел звонок), при этом выделялась слюна. Через некоторое время слюна выделялась в ответ на включение лампы или звонка, без подачи пищи.

Торможение
Торможение — это нервный процесс, в результате которого процесс возбуждения ослабевает или подавляется. И. П. Павлов выделил внешнее и внутреннее торможение. В особый вид им было выделено охранительное торможение, предохраняющее нервные центры от сильного раздражения или переутомления.
Типы торможения (по И.П. Павлову):
1) внешнее (безусловное) заключается в торможении какой-либо текущей деятельности. При этом происходит подавление или ослабление рефлекса, вызванное внешним посторонним раздражителем. Например, ученик пишет диктант, а в это время открывается дверь кабинета. Ученик поворачивает голову и перестает писать. К врожденному торможению относят также запредельное торможение, вызываемое чрезмерным увеличением силы условного раздражителя. Оно защищает нервную систему организма от повреждений;
2) приобретенное (условное, внутреннее) — это процесс торможения условных рефлексов, формирующийся из-за многократного неподкрепления условного рефлекса. Выделяют несколько видов условного торможения. Например, угасательное торможение, которое развивается в тех случаях, когда положительный сигнал не подкрепляется безусловным раздражителем: если выключатель в комнате перенести в другое место, то первое время человек будет тянуться туда, где он был, затем это прекратится. Также можно отметить дифференцировочное торможение — это прекращение реакции на фактор, сходный с тем, что вызывает рефлекс. Этот вид торможения позволяет различать близкие сигналы. Так, Павлов с помощью опыта выработал у собаки условный рефлекс слюноотделения на стук метронома (120 ударов в 1 мин). Если включать метроном на 60 уд./мин, то сначала рефлекс осуществляется, но через несколько таких включений — уже нет.
Нарушения высшей нервной деятельности и их профилактика
Высшая нервная деятельность находится в зависимости от условий внешней и внутренней среды организма. Неправильное питание, перенапряжение в умственной сфере, различные болезни и другие причины могут привести к различным нарушениям в ее работе. При этом ухудшается работоспособность человека, возникают нарушения в работе мозга (например, появляется бессонница), хуже работают внутренние органы. Также на высшую нервную деятельность человека оказывают воздействие социальные факторы — семья, школа, коллеги по работе, друзья. Наиболее сильно эти факторы действуют на подростков и детей, т.к. у них нервная деятельность только формируется и потому особенно уязвима.
Одно из самых сильных негативных воздействий принадлежит наркотикам, в том числе алкоголю. Алкоголь поражает внутренние органы, ухудшает осуществление рефлексов, нарушает координацию движений. Под воздействием алкоголя человек теряет способность управлять собой. Так, попадание этилового спирта в клетки коры мозга вызывает появление неадекватных эмоций, усиление возбуждения, и человек становится неспособен контролировать свое поведение. При увеличении концентрации спирта происходит все большее нарушение работы коры больших полушарий.
В результате постоянного приема алкоголя часто развивается болезнь — алкоголизм, характеризующийся психическими и физическими изменениями в организме.

Высшие психические функции

Психика — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений материального мира. 
Ощущение — это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Ощущения дают материал для восприятия и мышления, т. е. являются источником всех знаний об окружающей нас действительности.
Восприятие — процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент.
Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. 
Регулятором различных форм внимания является ретикулярная формация ствола мозга и промежуточный мозг. Неспецифическая таламическая система рассматривается как фильтрующий механизм, обладающий способностью переключать внимание с одних раздражителей на другие. Ассоциативные зоны коры являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих отбор информации и внимание.
Память — способность сохранять информацию о событиях внешнего мира и деятельности организма.
Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов:
  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение информации.
Различают следующие виды памяти:
  • сенсорная память регистрирует всю новую информацию, которую мы получаем, в течение нескольких сотен миллисекунд;
  • оперативная память вступает в действие после сенсорной памяти и удерживает информацию в течение минуты. Она позволяет запоминать названный телефонный номер до того, пока он будет набран или записан. Она также необходима при чтении и помогает удерживать информацию из предложения, которое только что было прочитано, чтобы понять смысл следующего предложения. Оперативная память вскоре исчезает и заменяется кратковременной памятью;
  • кратковременная память обеспечивает удержание поступившей информации в течение короткого отрезка времени (несколько минут, реже — часов);
  • долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объём. 
  • Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным:
    • произвольное воспроизведение — воспроизведение из долговременной памятиопределённой информации; имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания и умственных усилий;
    • непроизвольное воспроизведение — неконтролируемое воспроизведение из памяти ранее полученной информации; наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без специально поставленной задачи воспроизведения. Непроизвольное воспроизведение информации возникает под влиянием мыслей и чувств, вызванных деятельностью, выполняемой в данный момент (чтение книги, просмотр кинофильма, разговор и т. п.).
    Под забыванием понимают невозможность произвольного воспроизведения нужной информации.
    По способу запоминания:
    • механическая память;
    • зрительная память;
    • слуховая память.
    Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей.
    Их делят на три основные группы:
    • биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным и связаны с физиологическими потребностями;
    • социальные мотивации, которые свойственны человеку и некоторым животным и связаны с взаимоотношениями с себе подобными;
    • духовные мотивации, свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями.
    Биологические мотивации формируются на основе биологических потребностей: голода, жажды, полового чувства и др. Например, при снижении в крови уровня питательных веществ возбуждаются хеморецепторы, информация от которых поступает в центр голода в гипоталамусе. Возбуждение от центра голода передается в кору головного мозга — возникает чувство голода. Возбуждение постепенно захватывает обширную область коры больших полушарий, что обеспечивает формирование пищевого поведения.
    Эмоции — внешнее выражение отношения человека к окружающему миру и к самому себе.
    Эмоциональные состояния реализуются в определённых поведенческих реакциях. Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.
    Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Регуляторная роль эмоций заключается в быстрой реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно приводит к мобилизации всех систем организма. 
  • Эмоции:
    • низшие эмоции: связаны с физиологическими потребностями;
    • высшие эмоции: возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
    В настоящее время принято считать, что центром возникновения эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. 
Источники:http://foxford.ru/wiki/biologiya/vysshaya-nervnaya-deyatelnost-cheloveka

Комментариев нет :

Отправить комментарий