воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Мастер-класс "Организация продуктивных информационно-образовательных сред поддержки детской одаренности"


С 8 по 15 ноября я приняла участие в мастер-классе "Организация продуктивных информационно-образовательных сред поддержки детской одаренности". Ведущие мастер-класса:  Чепкова Ольга Николаевна  и Бахмет Юлия Петровна. 
Актуальность тематики обусловлена ориентацией современных образовательных систем, с одной стороны, на опережающее развитие. С другой стороны, на жизнесберегающее использование потенциала  талантливых и одаренных детей и подростков.
Исходными параметрами одаренной личности, погружаемой в контекст пространства, являются следующие:
  • становящаяся личность одаренного ребенка в единстве природной, социокультурной, духовной ипостасей, в которых неразрывно переплетены ведущие сферы психики: познавательная с ее сенсомоторным, пространственно-визуальным, понятийно-логическим уровнями, эмоциональная  на уровне эмоционального реагирования и эмоционального переживания, мотивационно- волевая с уровнями побуждения, постановки целей и смыслопорождения;
  • непрерывный процесс самосовершенствования на основе целостного процесса познания и процесса самопроявления универсальных, сущностных сил образующегося человека, его способности к самоорганизации, инициирующей на один из собственных путей развития и стимулирующей при этом скрытые линии развития;
  • позитивное взаимодействие с социумом в его разнохарактерных проявлениях и его деятельностное преобразование; реализация проекта целостной картины мира: социально-гуманитарной, естественно-научной и самого человека как мира;
  • диалогичность и событийность взаимодействия с окружающим миром;
  • поиск и проектирование психологических общностей для организации собственной жизни и различных видов самоопределения (личностного, гражданского, нравственного, духовного, профессионального).
Цель семинара: Разработка вариантов моделей образовательных сред для поддержки талантливых и одаренных детей и подростков в современных  образовательных системах.
Прогнозируемые результаты:
  1. Осмысление роли пространственной организации образования, развития и поддержки талантливых и одаренных детей в современных  образовательных системах.
  2. Совершенствование информационно-коммуникативной компетентности участников.
  3. Создание сетевого сообщества педагогов по работе с одаренными детьми.
Проектирование многообразия образовательных сред выявления и адресной поддержки детской одаренности
В педагогическом проектировании взаимодействуют элементы научного исследования, прогнозирования, планирования, моделирования, программирования, социального управления.
В основе педагогического проектирования  лежит социальное проектирование.
Структуру социального проекта составляют процедуры социального мышления:
▪ проблематизация фактов, явлений, процессов, отношений как следствие социальной активности, поиск их внутренней формы; осознание невозможности действовать по-старому, осмысление выявленных противоречий, выдвижение предположений о новых, более конструктивных способах действия;
▪ интерпретация как способ понимания ситуации, перевод ее на понятный себе и собеседнику язык; опасность интерпретации заключаются в том, что информация может быть не полной и исчерпывающей, опирающейся на обыденное сознание, и поэтому не отвечать требования глубины;
▪ способность и склонность к диалогу, чтобы понять позиции других, сопоставить их со своей, выявить степень понимания партнерами по общению своей позиции, выстроить систему аргументации.
Логика педагогического проектирования:
1) анализ развития педагогической ситуации и формулировку проблем, требующих своего разрешения;
2) выдвижений идей в рамках определённой системы ценностей и подходов для разрешения противоречий и проблем;
3) построение модели желаемого педагогического объекта в соответствии с ведущими идеями и ценностями;
4) выдвижение предположений о способах достижения целей, разработка вариантов поэтапной деятельности для воплощения идей;
5) разработка критериев оценки ожидаемых результатов;
6) выбор оптимального варианта проекта для реализуемой образовательной практики;
7) конкретизация задач по проектированию образа будущего;
8) этап реализации проекта при непрерывном анализе, диагностике, корректировке элементов, структур, управленческих решений;
9) обобщение результатов, формулировка выводов, представление опыта общественности, организация внешней и внутренней экспертизы.
Разрабатываемые в ходе педагогического проектирования модели нуждаются в постоянном уточнении и доработке, несут в себе возможности трансформаций, поскольку их реализация связана с волей и устремлениями отдельных личностей и социальных групп, которые будут в будущем осуществлять эти трансформации.
Образовательная среда формируется в контексте  идей развивающего  и личностно ориентированного обучения.
Образовательная среда  организуется 
  • для осознания личностью своей уникальности и поддержания процессов ее саморазвития,
  • для создания и поддержания рефлексивной среды,
  • для достижения эффекта психотерапевтического воздействия.
Саморазвитие – процесс самодвижения личности к качественно новому состоянию, обретение уровня творческой готовности в решении жизненно важных для личности задач и проблем, способность сохранять и совершенствовать свою собственную целостность на основе самоорганизации (преодоление противоречия в стремлении к достижению духовной и физической гармонии). Личностные механизмы саморазвития - самообразование, самопознание, саморегуляция, самореализация.
Самореализация осуществляется, когда познание себя завершено, механизмы саморегуляции сформированы и необходимо строить взаимоотношения  с внешним миром в ценностно-смысловом и контрольно-действенном отношении. Ее оптимальность оценивается пропорцией усилий, потерь, достижений, удовлетворенности «Я»-концепции в ходе практического опредмечивания своих идей, замыслов, потребностей.
В рефлексивной среде обращаются к переживаниям и размышлениям каждого, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям.
Рефлексивная деятельность  как объективное оценивание своих возможностей, личностных качеств, поведения, результатов деятельности, мнений других людей и их позиций помогает ребенку в изменении своего статуса, в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем.
Психотерапевтический эффект достигается как результат проявления самостоятельности, инициативы, ответственности, критичности по отношению к своим поступкам и переживания от этого чувства удовлетворенности и положительного отношения к себе.
Структурные компоненты организации образовательной среды: организация  стимулов, организация  взаимодействия, организация  деятельности.
Стимулы развития личности в  образовательной среде характеризуют специфику пространственно-предметного окружения:
  • возможностей выбора технического инструментария для целей деятельности;
  • многофункциональность инструментария, предоставляемого средой;
  • возможности проявления творческой, преобразующей активности личности;
  • удовлетворение потребности в персонализированном пространстве для поддержки ощущения физической и эмоциональной безопасности.
Ядро развивающего обучения -  педагогика сотрудничества:
  • установка на проявление уважения к личности, принятие любого ученика таким, каков он есть (отсутствие потребности поучать, умение понимать силу и слабость, оптимизм по отношению к личности, ощущение радости жизни);
  • сочувствующее и сопереживающее понимание ученика «здесь и теперь»;
  • установка на доверительные отношения субъектов образовательного процесса.
Для педагогики сотрудничества важны коллективная продуктивная учебная деятельность, творческое самоуправление, свобода выбора форм и содержания деятельности и коллективного творчества.
Особое значение в развивающем обучении имеет идея опережения и интеллектуального фона деятельности, освоение знаний крупными блоками, трудная и воодушевляющая идея. При этом в качестве механизмов выступают «опоры» для осуществления познавательной деятельности, а также наличие исходной клеточки (детали, узла), отражающих характер целого.
При освоении учебного материала реализуется интегративно-гуманитарный подход к образованию (целостное видение мира и понимание роли человека в мире), используются обобщенные схемы, в которых структурируются крупные разделы изученного материала, выделяются сквозные идеи и принципы, формулируются обобщенные понятия вместо набора разрозненных фактов.
В педагогике сотрудничества реализуются личностная позиция педагога  по отношению к себе и к учащимся,  его конгруэнтность как соответствие самому себе, возможность не соответствовать ролевым ожиданиям (мысли и переживания педагога не маскируются  социальной ролью).
В развивающем обучении  между всеми участниками образовательного процесса поддерживаются субъект-субъектные отношения
  • как условие и средство развития другого.
  • как формирование рефлексивного отношения к себе:
  • осмысления предметной составляющей деятельности (что делаю);
  • осознание способов деятельности (как делаю);
  • понимание ценностно-смысловой составляющей деятельности (ради чего делаю).
  • как развитие нравственной, самодеятельной творческой личности.
Алгоритм организации субъект-субъектных отношений предполагает:
  1. Постановку учащимися целей познавательной деятельности как проблемы, требующей анализа, исследования, поиска.
  2. Разработку алгоритма коллективной деятельности по решению проблемы.
  3. Организацию рефлексивной деятельности.
  4. Оценку деятельностных усилий каждого в процессе реализации коллективной деятельности, компетенций, самостоятельных выводов из сделанного, развития творческого мышления.
Стимулирование познавательной потребности личности осуществляется  на основе
  • высокой самооценки благодаря переживанию «вкуса успеха», уверенности в своих силах;
  • предоставления свободного времени для занятий по своим способностям;
  • реализации принципа «права на ошибку»;
  • учета индивидуальных достижений;
  • оптимального сочетания индивидуальных, групповых, фронтальных видов работы.
Ценностные ориентации среды, информационное насыщение, критерии эффективности задают векторы продуктивной деятельности  в среде
Важно осознание участниками  среды  ее интерактивного характера, который определяет стратегии взаимодействия ее субъектов и формирование у педагогов установки на организацию самостоятельной  инициативной деятельности детей.
Важно проектировать различные виды  образовательных сред: специальные среды поддержки  сформировавшихся  талантливых детей, среды стимулирования и выявления достижений одаренных детей, среды проявления и развития способностей личности растущего человека.
Среда для талантливых детей, уже заявивших о себе, как о незаурядных личностях, владеющих индивидуальным стилем деятельности и  ее высокой продуктивностью, особой структурой  имеющегося в арсенале знания,  скоростью и легкостью в обучении, проектируется для  их самореализации и саморазвития, продуктивного общения и взаимодействия, для творческих испытаний и построения собственной образовательной траектории.
Разрабатывая проект среды развития одаренных детей как среды стимулирования и выявления достижений одаренных детей и  как среды проявления и развития способностей личности растущего человека, необходимо исходить  из  ряда следующих концептуальных  положений, касающихся специфики проявления одаренных детей.
Образовательная среда для одаренных детей предполагает ее  информационное насыщение, в том числе и со-процессами, удовлетворение потребностей одаренных детей. Образовательная среда является по своей природе творческой и инициирует одаренного ребенка на один из собственных путей развития, формирует новые потребности личности. В условиях образовательной среды необходима организация встреч одаренных детей с  собственными проблемами для укрепления сил (личностных, познавательных, духовных, нравственных).
Среда стимулирования и выявления достижений одаренных детей и среды проявления и развития способностей личности растущего человека предполагает наличие  в ней следующих необходимых  признаков:  благоприятный психологический климат для реализации собственного потенциала и поддержания открытой позиции в процессе общения и деятельности;  высокое интеллектуальное напряжение для поддержания познавательной активности; событийный характер взаимодействия для ярких, насыщенных переживаний и удовлетворения потребности в новой информации, обмена и диалога  на основе уже имеющейся информации у субъектов; рефлексивная позиция субъектов, поисковая и исследовательская деятельность для ценностно-смыслового развития личности (смыслопоиска и смыслопопрождения).
Идеи пространственного подхода актуализируют коммуникативные компетенции педагога, его способности быть проектировщиком, коммуникатором и фасилитатором, что следует рассматривать как проблемные точки современной образовательной практики.
В условиях образовательного пространства событийный характер вытесняет семантику термина «мероприятие», содержательное наполнение  которого задано, как правило, извне.
Совсем другое дело, событие, в котором невозможно не взаимодействовать, не думать, не творить.Проектирование и конструирование событий - дело многотрудное, но настоятельно необходимое для дальнейшего успешного продвижения современной образовательной практики.
Событие -это  встреча, движение друг к другу, в котором формируются позиции участников,  утверждается «Я» концепция личности, раскрываются отношения к обсуждаемым объектам и предметам через действия, поведение, знаки, жесты.
В событии  возникает эффект создания людьми на основе коллективных видов творческой деятельности единого семантического пространства, порождающего общность чувств и отношений. Высшей точкой культурного события является радость взаимной симпатии, взаимопонимания, сопричастности интересов друг друга.
Событие по своей природе говорящее. Оно делает человека сосредоточенным, отзывающимся на  свое слово и  слово другого, человека, находящегося рядом, открывающего в этот миг истину. Импульсивность и динамизм события побуждает к интеллектуальному, познавательному, культурному и личностному действию. Вслед событию думает мысль.
В событии рождается «живое знание», рождающееся и становящееся как соцветие разных знаний:
  • предзнаковых форм знания, знание до знания, бессознательные обобщения и умозаключения, операционные и предметные значения, житейские понятия;
  • знание в системах, представленные в науке;
  •  знание о знании, отрефлексированные формы знания («на том стою и не могу иначе»);
  • знание о незнании, увлекающая, приглашающая сила («я знаю, что ничего не знаю»).
 Через событие постигается истина, возможность увидеть иной порядок в мире. Поворот в сознании происходит незапланированно, совсем в другом месте, но там и только там, где было ожидание быть познанным. В событии неопределенное, неосмысленное и неосознанное, но присутствующее в человеке, развертывает свою сосредотачивающую силу, и наступает момент открытия, чувственной явленности, через оживленный восторг которой просвечивает сверхчувственное.
Культурное событие оставляет  эмоциональный след в памяти ребенка, к которому он возвращается неоднократно в процессе самосозидания собственной автобиографии.
Коренящееся в событии  судьбоносно для человека, а разворачивающеесяв событии  способно стать побудительной силой его дальнейшего развития.
Познать человека можно в процессе интерпретации его деятельностных проявлений в условиях экзистенциального диалога, глубокого личностного контакта, вживания в психологию другого «Я», проникновения во внутренний мир, в том числе и в ситуациях событий.
Средовая диагностика направлена на определение образа жизни ОУ, типа личности, которая формируется в условиях данного ОУ, на анализ и оценку возможностей среды для образования, воспитания и развития личности, определение значений среды, которые сформированы у личности, определение позитивных элементов среды.
Результаты образовательной деятельности представлены в виде компетенций, ценностных ориентаций личности, других показателей ее образованности, воспитанности, уровня развития, а также показателей эффективности образовательной среды и условий ее функционирования.
Средовое проектирование позволяет оценивать способности среды меняться и менять поведение ее субъектов, обозначать желаемые функции среды, моделировать средообразующие стратегии с учетом нормативно-правовой базы системы образования и тенденций развития общества.
Сущность средового продуцирования заключается в определении приоритетных стратегий воздействия, во введении различных мер сдерживающего, разрушающего, поддерживающего характера, в варьировании частных действий в поисках эффективных мер влияния в контексте векторов развития системы образования.
Эффективность развивающей образовательной среды определяется различными социокультурными компетенциями личности, основу которых составляют проявления инициативы, самостоятельности, лидерских качеств, реализации потенциальных возможностей, решения своих личных проблем, умения работать в коллективе, учитывая интересы других.
Диагностика эффективности образовательной среды включает в себя следующие ключевые составляющие:

  • направленность образовательной среды (ориентация на ребенка как главную ценность и цель образования; поддержание и развитие субъектных свойств (автономности, самостоятельности, активности, ответственности) и индивидуальности ребенка; пробуждение творческого потенциала личности; стимулирование учащихся к самостоятельному решению проблем в нестабильном, неопределенном социуме)
  • векторы личностного развития в среде (степень сформированности ключевых, надпредметных  и предметных компетенций как способностей  успешно решать задачи и проблемы; динамика достижений в овладении компетенциями).
  • содержание среды (обеспечение умелости в обращении с понятиями, знаковыми средствами, текстами; опыт выхода за пределы своих знаний, переживание такого опыта как ценности, переживание самоуважения за способность самостоятельно расширять границы своих знаний и умений, способность проявлять инициативу).

В результате мастер-класса я создала  образовательную среду  НОУ "Исток" в виде ментальной карты.


Ссылка на ментальную карту

Комментариев нет :

Отправить комментарий