вторник, 19 мая 2015 г.

Как эффективно делать записи во время урока

Умение конспектировать новую информацию — навык, за который ваши ученики будут благодарны вам всю жизнь.
Эта статья посвящена трём эффективным техникам ведения записей и тому, как показать ученикам пользу от этого занятия.
Начнём с самых распространённых ошибок учеников, которые они совершают, записывая за речью учителя.

Ошибка №1. Ученики стараются записать все детали, о которых говорит учитель, но практически не слышат его при этом.

Делать записи — это на 75% слушание и лишь на 25% письмо. Когда ученики слушают, они постоянно должны внутренне работать с новой информацией, чтобы понять, о чём идет речь, и запомнить это. Это самое подходящее время, чтобы задать вопросы, если не всё, что говорит учитель, понятно. Только после этого делается запись. Она должна быть короткая и убедительная. Лучше, если каждое предложение состоит максимум из пяти слов. Это позволит записать только ключевую информацию.

Ошибка №2. Делая записи, ученики не анализируют то, что говорит учитель.

Конечно, важно делать записи, чтобы потом вспомнить, о чём говорилось на занятии. Но ещё более важно понимать комплекс идей, который доносит преподаватель до аудитории. Записи оказываются бесполезны, если ученики сделали их механически, не понимая содержания.

Ошибка №3. Ученики не задают вопросы, пока учитель рассказывает новый материал.

Если во время изложения нового материала у одного ученика есть вопрос, вполне вероятно, что и у других возник тот же самый вопрос. Вопросы во время занятия показывают, что дети заинтересованы в теме и хотят её лучше понять. Не нужно ждать окончания урока, чтобы ответить на вопросы, ведь тогда часть занятия проходит с «белыми пятнами» в понимании.

В результате ученики, старательно записывая за учителем, зарабатывают себе лишь мозоли на пальцах, и эти конспекты мало чем помогут им в будущем, потому что фактически материал нужно будет осваивать с самого начала при их чтении. Осознание этих ошибок поможет более эффективно применять методы, о которых сейчас пойдёт речь.

Источник: flickr.com

Три лучших метода записи новой информации 

Динамический план

Это модернизированный способ классического конспекта, которым пользовались многие поколения учеников. Классический конспект достаточно эффективен, но и достаточно однообразен.

В этом методе используются специальные символы, такие как скобки, блоки, круги, и цвет.

Эти инструменты позволяют студентам выстроить информацию согласно чёткой структуре, как в классическом случае, но позволяют также выстраивать дополнительные связи внутри материала с помощью специальных символов и стрелок. Цвет позволяет выделить блоки текста, разбив его на смысловые части. Динамический план — это синтез классического конспекта с таким способом структурирования материала, как интеллект-карта, о которой пойдёт речь ниже.

Когда ученик разукрашивает свой конспект цветом и разрисовывает стрелками и скобками, он неизбежно анализирует материал, избегая ошибок №2 и №3.


Разделение страницы

Этот способ позволяет сразу отделять ключевые темы и понятия от раскрывающего их текста. Правда, приходится тратить много места в тетрадях.
Попросите учеников разделить страницу на две части: левая должна быть около 6 см, справа остаётся просторное поле. Сначала информация конспектируется в правой части, при этом можно использовать инструменты, обозначенные выше — символы, цвет, схемы. Затем ученикам даётся время, чтобы выписать в левую часть страницы темы смысловых блоков и ключевые слова.

Такое разделение поможет быстро найти нужную часть записи при подготовке к контрольным работам и экзаменам. Кроме того, в процессе заполнения левой колонки ученики ещё раз осмысляют новый материал и могут задать возникающие вопросы.


Интеллект-карта

Интеллект-карта, или диаграмма связей (и то, и другое является переводом понятия «mind map»), стала популярным способом записи информации на совещаниях, бизнес-тренингах и презентациях. Всё благодаря своей наглядности и нелинейности.

Интеллект-карта — спасение для перфекционистов, которые ненавидят втискивать текст между строк, когда учитель вдруг возвращается к теме, которая была в начале занятия и по которой он забыл сообщить что-то важное. Вместо того, чтобы нарушать линейность предыдущих методов помарками и дополнениями, лучше сразу взять на вооружение метод нелинейный.

При использовании этого метода лучше всего начать с размещения в центре главной темы. Например, если речь идёт о еде, напишите «Еда» в центре листа и располагайте все её разновидности, о которых говорится далее, соединяя их с главной темой линиями. Если что-то относится сразу к двум разновидностям (например, бутерброд — это и хлеб, и масло), то линиями можно показать такую связь.

У этого способа есть недостаток — сложно расположить большой объём информации на одном развороте тетради. Но есть неопровержимое достоинство — визуализация связей внутри материала, который излагается преподавателем.
Ещё несколько советов

Когда ваши ученики познакомятся с этими способами записи, ваша задача сделать так, чтобы им было легко и удобно использовать их во время урока. Первое время, возможно, ребята не всегда будут понимать, какой метод лучше использовать, и определённых усилий требует выработка навыка структурировать информацию сразу при её поступлении. Но награда в виде понятных и полезных конспектов стоит ваших трудов.

Обращайте внимание на то, что именно вы повторяете или записываете на доске. Это должна быть самая важная информация, которая затем пригодится ученикам при самостоятельной работе с материалом.

Перед занятием нужно ещё раз структурировать материал для себя. Решите сами раз пару предлагаемых детям задач или сформулируйте пару терминов, настраиваясь на материал, который вам нужно донести. 

Ученики должны использовать свои собственные слова, делая записи. Нет ничего хуже выписанного из учебника абзаца, из которого ученик не понимает хотя бы одно слово. Когда проговариваешь мысль своими словами, работают механизмы и понимания, и запоминания.

Расскажите о системе, как можно сокращать слова. Это могут быть специальные символы для стенографических записей, или запись слова без гласных. Главное, чтобы сокращения подчинялись понятным правилам, и их можно было потом расшифровать.

Умение делать записи очень индивидуально, ведь оно призвано помочь конкретному человеку разобраться с большим количеством информации. Способы, которые при этом используются, зависят от личных особенностей, вплоть до того, какой у человека почерк и насколько он склонен к порядку. Перечисленные методы — это не идеальный рецепт, который подходит всем, а базовые способы, которые можно комбинировать в собственную систему быстрого письма. И если ученики будут применять их на ваших занятиях, по этим конспектам, возможно, они будут потом готовить уроки для своих учеников.   

Источник: edudemic.com

Комментариев нет :

Отправить комментарий