пятница, 17 октября 2014 г.

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
"ПЛАЗМОЛИЗ И ДЕПЛАЗМОЛИЗ В КЛЕТКАХ КОЖИЦЫ ЛУКА"

Плазмолиз (от греческих "плазма" — вылепленное, оформленное и "лизис" — разложение, распад), отделение протопласта от клеточной стенки в гипертоническом растворе.


Плазмолиз возможен в клетках, имеющих плотную клеточную стенку (у растений, грибов, бактерий). Клетки животных, не имеющие жесткой оболочки, при попадании в гипертоническую среду сжимаются, при этом отслоения клеточного содержимого от оболочки не происходит. Характер плазмолиза зависит от ряда факторов:
  • от вязкости цитоплазмы;
  • от разности между осмотическим давлением внутриклеточной и внешней среды;
  • от химического состава и токсичности внешнего гипертонического раствора;
  • от характера и количества связей между соседними клетками (плазмодесм);
  • от размера, количества и формы вакуолей.

Различают уголковый плазмолиз, при котором отрыв протопласта от стенок клетки происходит на отдельных участках, выпуклый плазмолиз, когда отслоение захватывает значительные участки плазмалеммы, и вогнутый, полный плазмолиз, при котором связи между соседними клетками разрушаются практически полностью. Выпуклый плазмолиз часто обратим; в гипотоническом растворе клетки вновь набирают потерянную воду, и происходит деплазмолиз. Вогнутый плазмолиз обычно необратим и ведет к гибели клеток.(Источник: Википедия)


Цели и задачи: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла,   стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, лук.

Ход работы:
1.     Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
2.     Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
3.     Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
4.     Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы:
а) куда двигалась вода (в клетки или из них) при перемещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды?
б) Куда двигалась вода при перемещении ткани в воду? Чем это объяснить? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
в) Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
Занесите результаты наблюдений в таблицу.

Делаю
Наблюдаю
Рисунок





     5.Вместо вывода дайте письменно ответ на вопрос:
            «Каково значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни растений»?




Комментариев нет :

Отправить комментарий