вторник, 15 июля 2014 г.

Здоровьесбережение в условиях внедрения современных образовательных технологий

Проблема здоровьесбережения при использовании мультимедийных средств остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Вполне очевидно, что принятые около 20-ти лет назад санитарно-гигиенические нормы устарели.
В нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров и абсолютно безвредных мониторов. Арсенал образовательных учреждений пополнился  цифровыми мультимедийными проекторами, интерактивными досками.
Прежде всего, хочу затронуть проблему требований к электронным ТСО не в кабинете информатики, а в обыкновенном классе, где учитель-предметник работает с мультимедийным проектором и экраном или с интерактивной доской.
Основным нормативным документом, определяющим работу электронных ТСО является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02″
Это Постановление было дополнено в 2003 г. Были введены  “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
Работа с мультимедийным экраном и интерактивной доской отдельной строкой не прописана. Их рекомендуется приравнивать к экранным ТСО, где существуют следующие ограничения по времени:

Между тем, многие вопросы по-прежнему остаются “за кадром”.
По сути, во всех отечественных образовательных учреждениях, где продуктивно используются ИКТ в учебно-воспитательном процессе, постоянно нарушаются нормативно введенные ограничения.
Однако разработкой новых стандартов безопасного использования нового поколения цифрового оборудования до сих никто не занимается.
До сих пор нет чётких требований к мультимедийному проектору, его яркости. А от этого во многом зависит не только качество мультимедийного урока, но и уровень освещенности класса, утомляемости учеников.
К сожалению, при закупке интерактивных досок,  чаще всего, в целях экономии, образовательные учреждения приобретают мультимедийные проекторы подешевле. Не экономьте на мощности светового потока проектора! При выборе пользуйтесь рекомендациями профессионалов.
Учителю также следует побеспокоиться о экологии мультимедийного урока.
Практические рекомендации

1. Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, это своеобразный пылесборник.
То есть необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка  всех имеющихся в учебной комнате приборов.
2. Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Чередуйте виды учебной деятельности, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора или монитора не превышало 10-15 минут.
3. Важнейший вопрос – сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности).
У многих учителей накопился определённый опыт использования имеющихся офтальмотренажёров, создаются их электронные аналоги.
При выполнении учебных задач старайтесь не задерживать долго детей у большого экрана или интерактивной доски.
Не поленитесь убрать проектор с парты или стола и подвесить его. В таком случае число случаев попадания в глаза детей яркого луча проектора будет сведено до минимума.
4. На забывайте и о себе. Работа у экрана в течение всего урока тоже пагубно влияет на зрение. Поэтому и вам требуется такое же  чередование форм работы. Не всегда появление отдельных учебных заданий на экране требует «вашего участия».
На столе учителя экран монитора может дублировать мультимедийный урок, и вы время от времени можете туда заглядывать. Распечатайте слайды. Это поможет вам не только поберечь глаза, но и иметь под рукой своеобразный развёрнутый конспект урока.
5. Используйте ионизаторы и увлажнители воздуха, комнатные растения, выделяющие кислород.
6. Не забывайте об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Умейте не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех, – лучшее лекарство от усталости на уроке.
И в то же время, мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информации на уроке, что в свою очередь способствует повышению утомляемости детей.

Комментариев нет :

Отправить комментарий