Притчи


 «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то»                           (Антуан де Сент-Экзюпери)                                                                             
Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», — писал он.

Счастье

Бог  слепил  человека из глины, и  остался  у  него  неиспользованный  кусок. - Что  ещё  слепить  тебе? - спросил  Бог. - Слепи  мне  счастье, - попросил  человек. Ничего  не  ответил  Бог, и  только  положил  человеку  в  ладонь  оставшийся  кусочек  глины.

Притча о карандаше


Малыш смотрит, как бабушка  пишет письмо, и спрашивает:- Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, о чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш.Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!- Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.Во-первых, ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.Во-вторых, чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.В-третьих, если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя  не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.В-четвёртых, в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.И в-пятых, карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый шаг.

Древняя  притча

Один молодой человек пришел к своему духовному наставнику и сказал:   - Учитель, Вы советовали мне мысленно повторять фразу: "Я принимаю радость в свою жизнь". Я произношу ее каждый день помногу раз, а радости в моей жизни как не было, так и нет; я так же одинок, как и был... Что же мне делать?
Мудрец молча положил перед юношей первые, попавшиеся под руку предметы - ложку, кружку, свечу - и попросил:
- Назови, чт - Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это пять раз... - Произнеси это пять раз... - попросил старец.
- Я выбираю ложку,- произнес юноша пять раз.
- Вот видишь,- сказал учитель,- повторяй ты хоть миллион раз в день, - Я выбираю ложку,- произнес юноша пять раз. - Вот видишь,- сказал учитель,- повторяй ты хоть миллион раз в день, что выбираешь ложку, она не станет твоей. Надо протянуть руку и взять ее.  

Полная банка

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. — А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это все остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся. — Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Измени себя!

В одном городе господствовал вандализм. Люди там, бросали мусор, где попало, к вещам относились небрежно, и всё только портили да рушили. И всем было до глубины души плевать на свой родной город, каждый просто занимался своими делами и проблемами. Но однажды, произошло необычное явление: в метро, сидя в поезде, который мчался по своему бесконечному тоннелю, один человек зашивал порванное сиденье. Тогда спросил его кто-то из любопытных, с тем удивлением, словно человек делал что-то из ряда вон выходящее: — Зачем ты это делаешь, ведь этим ты всё равно не изменишь общей картины города? — Этим я изменю себя, — ответил человек, аккуратно завязав нитки.

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды саньясин, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: — Иди вперёд, иди вперёд! Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперёд, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый саньясин не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошел ещё дальше и нашел серебряные россыпи. На следующий день он нашел золото, потом — алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхъестественных сил, то, в конце концов, найдет богатство вечного Знания и Истины. 
                                         
Заставить сына учиться

Притча от Александры Лопатиной

Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учёба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик любил лошадей. Всё свободное время он проводил в конюшне или на скачках.
— Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я как будто немой. Не могу я терпеть такую муку, — сказал однажды сын.
— Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело, — ответил отец.
Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает.
— Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, — вступился за мальчика один из строителей.
— Он у нас на все руки, кроме науки, — сердито произнес отец, но сына отпустил.
— Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, — упрямился сын.
Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и предложил:
— Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником.
— У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика. Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить.
Просто повторяй
Китайская притча
В одном китайском монастыре ученики отрабатывали боевое движение. Одному ученику никак не давалось это движение. Как ему ни показывали, как ни рассказывали, он не мог выполнить его правильно.
Тогда к нему подошёл мастер и что-то сказал ему тихо. Ученик поклонился и ушёл. Тренировки были продолжены без него. Весь день этого ученика никто не видел, а на следующий день, когда он занял своё место среди остальных, все увидели, что он выполняет это движение идеально.
Один из учеников спросил другого, кто стоял рядом с мастером и мог слышать, что тот сказал ученику:
— Ты слышал, что мастер ему сказал?
— Да, слышал.
— И что?
— Он ему сказал: «Иди на задний двор и просто повторяй это движение 1600 раз».

Осёл, стремившийся стать лошадью

Ингушская притча
Надоело ослу, что все частят его словами «осёл, осёл!» и решил: «Больше не позволю насмехаться надо мною. Стану-ка я лошадью».
Для начала осёл решил научиться ржать по-лошадиному. Взошёл он на пригорок и с утра до вечера пытался подражать лошадиному ржанию. Однако ничего из этого не вышло. Мало того, пытаясь обучиться ржанию, осёл и вовсе забыл свой ослиный крик.
— Чего расшумелся? Что за звуки ты издаёшь? — спросил у осла проходивший мимо бычок.
— Видишь ли, надоели мне постоянные попрёки «осёл» да «осёл», и решил я стать лошадью. Да вот беда, пока я обучался лошадиному ржанию, я забыл свой ослиный крик, и в то же время не научился ржать по-лошадиному.
— Эге-е, — сказал бычок, — лошадь из тебя и подавно не получится. Было бы здорово, если бы из тебя получился хотя бы нормальный, обычный осёл.
Притча о том, как изменить мир  
Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.
                           
Притча о двух волках 

 Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 

Притча о терпении

- Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

- Имей терпение, - ответил учитель, ещё не пришло время.

Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю. Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его.




С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил.

И однажды он не вернулся.

Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки от птиц и палящего солнца, летом, закрывал от мороза и снега, зимой.

Так прошёл год.

Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким. Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.

- Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя!

Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение.

И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему: - Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания.

Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки.
Таким был и ты.

Ответственность ты имел, но только по необходимости, Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца. Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина.

Ибо корни дерева – твоя ответственность,
ствол дерева – твоё терпение,
ветви дерева – спокойствие,
а листья – знания!


По ученикам узнают учителей. Притча.

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя. 
Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.
Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Комментариев нет :

Отправить комментарий